«Человек-Бензопила» — аниме 2022 года от студии «MAPPA». Произведение является адаптацией одноимённой манги Тацуки Фудзимото. Сейчас этот сериал — один из самых обсуждаемых и одобряемых зрителями.
Главный герой аниме — молодой парень Дэндзи. Он умеет превращать свои конечности в бензопилы и работает охотником на демонов.
Секрет успеха «Человека-Бензопилы» кроется в подходе автора к истории. Тацуки Фудзимото нарушает шаблоны жанровые шаблоны сёнэна, переосмысляя и выворачивая нормы сюжета.
Сам по себе сёнэн — это аниме или манга, рассчитанные на подростков, преимущественно мальчиков, от 12 до 18 лет. Этот жанр отличается динамичным сюжетом, большим количеством сражений и экшена.1 Главный герой сёнэна — уверенный в себе, зачастую амбициозный молодой человек. Он обладает лидерскими качествами, благороден, справедлив и преследует высшие цели, преодолевая все препятствия.
Тацуки Фудзимото в своей работе использует классические приёмы жанра, но интерпретирует их с долей цинизма.
Так, для сёнэна типичными являются частые тренировки персонажей, их обучение у мудрого наставника, строгого, но справедливого. В конце своего обучения герой и его сэнсэй 2 сближаются и выражают уважение друг другу. Яркий представитель такого учителя — Урокадаки из сёнэн-аниме «Клинок, рассекающий демонов».
В «Человеке-Бензопиле» тоже есть архетип учителя главного героя — старый и опытный охотник на демонов Кишибе. По стандартам сёнэна наставник обучает героя новым техникам и ответственному отношению к своей силе. Вот только Кишибе при первой встрече ломает шею своему подопечному, а на тренировках и вовсе раз за разом убивает, а затем воскрешает его. Дэндзи открыто выражает неприязнь к наставнику, а Кишибе воспринимает того как игрушку, которую невозможно сломать. Фудзимото выворачивает наизнанку сёнэновские представления об отношениях учителя и ученика, показывая, как те дерутся насмерть и готовят друг другу ловушки даже вне тренировки.
Другое часто встречающееся клише сёнэнов — «сила дружбы». По канонам жанра после победы над противником благородный герой читает антагонисту нравоучительную речь о ценности семьи, друзей и мечты. Такой приём стал «визитной карточкой» сёнэна «Наруто». Например, заглавный герой, одержав верх над Обито — убийцей своих родителей, — рассказывает тому об их схожести и важности веры в себя. Злодея эта речь заставляет вспомнить себя в прошлом, и он присоединяется к Наруто.
Дэндзи же, наоборот, свойственно издеваться над поверженными врагами. Так, после победы над Демоном-Катаной герой вместе со своим другом Аки устраивает «турнир по избиению» пленного злодея. Оба по очереди пинают связанного врага в пах, а победить должен тот, кто заставит демона издать самый громкий крик. Действия, которые в другом аниме считались бы чертами антагониста, в «Человеке-Бензопиле» приобретают совсем иную тональность: они становятся счастливой концовкой.
Главные герои сёнэнов – чаще всего мечтатели. Они грезят о великом и ставят перед собой сложные цели: стать хокаге3 («Наруто»), королём пиратов («Ван Пис») или символом мира («Моя геройская академия»). У Дэндзи тоже есть мечта, ради которой он рискует жизнью в боях с демонами. Вот только это не какая-то грандиозная цель по спасению человечества и даже не жажда признания, а… желание потрогать женскую грудь. Над абсурдностью его целей смеются все, в том числе и зрители. Подобная приземлённая мечта – ещё один показательный пример разрушения Фудзимото ожиданий от сёнэна.
Тацуки Фудзимото, по сути, смог переосмыслить сёнэн. Такое новое прочтение жанра стало глотком свежего воздуха для фанатов аниме и возвело историю Дэндзи на вершину зрительских симпатий.