Первый в мире полнометражный мультфильм, полностью написанный масляными красками на холстах, был представлен 12 июня 2017 года на Международном фестивале анимационного кино в Анси британским режиссёром Хью Уэлшманом и его польской коллегой Доротой Кобелой.
Сюжет байопика 1 повествует о последних днях жизни и обстоятельствах смерти Ван Гога. Через год после кончины мастера его друг почтальон Арман с помощью писем Винсента к брату Тео исследует теорию об убийстве друга.
В процессе создания фильма режиссёры сначала две недели снимали живые кадры, в которых играли актёры. В съёмках участвовали Дуглас Бут, Крис О’Дауд, Роберт Гулачик, Сирша Ронан и другие. Следующие 2 года производства 125 художников вручную рисовали масляными красками около 65 000 кадров, вошедших в фильм. В анимированный поток изображений интегрированы 94 подлинные картины Ван Гога, такие как «Звездная ночь», «Подсолнухи», «Ночное кафе в Арле» и другие. Режиссёр фильма Хью Уэлшман в интервью The Guardian прокомментировал процесс работы: «Все было картиной на холсте. Ни кальки, ничего. Начало фильма, где мы спускаемся из «Звездной ночи», писали по шесть часов на каждый кадр. На то, чтобы нарисовать этот 10-секундный кадр, могло уйти 20 недель — вы смотрите на полгода чьей-то жизни».
Совмещение снятого материала и живописи выполнено в технике ротоскопа — метода, позволяющего аниматорам обводить кадры натурной съёмки с помощью проектора. Эта техника впервые широко применялась в анимационных фильмах студии Уолта Диснея 1940-х гг. В частности, в «Алисе в стране чудес», «Спящей красавице», «Золушке».
Однако режиссёр Уэлшман не считает это полноценной ротоскопией. В интервью изданию The Washington post он подчеркнул: «цветные картины фильма, выполненные в стиле Винсента, не являются настоящей ротоскопией, потому что художники переосмысливали сцены живого действия в стиле картин Ван Гога».
Ван Гог писал свои работы в разной технике и цветовой гамме. Иногда, чтобы интегрировать в фильм оригиналы Ван Гога, художникам приходилось их стилистически дорабатывать: изменять палитру, штрих, время года. В фильме есть сцена, где главный герой, почтальон Арман, входит в картину Ван Гога, а в следующем кадре она меняется на написанную художниками, чтобы фигура стилистически гармонировала с фоном.
Для фильма были созданы специальные рабочие станции PAWS (сокращение от англ. Painted Animation Work Stations), которые позволяли художникам оптимизировать процесс работы. С помощью этих станций художники могли равномерно подсвечивать рабочее пространство, проецировать отснятые кадры на холст или поместить изображение на экран перед собой.
В фильме много воспоминаний художника, которые выполнены в стиле черно-белых карандашных вставок. По словам создателей, они опирались на фотографии времен Ван Гога. Этот приём был использован для того, чтобы «дать зрителю отдохнуть от ярких красок» и не изображать в стиле мастера те места, которых не было на его картинах.
Подход режиссёров к созданию фильма вызвал неоднозначную реакцию критиков и общества. С одной стороны, фильм получил номинацию на Оскар за лучший анимационный фильм, собрал 20 миллионов долларов в мировом прокате по данным Variety и получил высокую оценку зрителей и критиков на сайте-агрегаторе рецензий IMDB. Кинокритик А. О. Скотт в рецензии The New York Times отзывается о картине «С любовью, Винсент» как о гипнотическом, завораживающем произведении со своими плюсами и минусами: «По мере того, как история хромает и затягивается, зритель также привыкает к изображениям, и удивление перед новаторской, кропотливой техникой фильма начинает угасать. Но его очарование никогда не исчезает по причинам, изложенным в названии».
С другой стороны, несмотря на широкое признание, отдельные критики нашли в байопике про художника попытку превратить его личность в клише поп-культуры 2 . В частности, журналист и специалист по искусству Джонатан Джонс в своей рецензии для журнала The Guardian написал: «Это банальный новый биографический фильм, и это оскорбление человеческой борьбы в оригинальных работах Ван Гога». Он считает попытку оживить его картины «грубой карикатурой» и подчеркивает, что Винсент не рисовал в «упрощённом «ван-гоговском стиле», созданном в фильме».
- Байопик — (сокращение от англ. biographical picture) это биографический фильм, который рассказывает о жизни известной личности, основываясь на реальных фактах и событиях. Этот жанр возник в рамках исторического кино, в дальнейшем расширился и вобрал в себя элементы многих других направлений, допускающих художественный вымысел.
- Поп-культура — набор практик в обществе, являющийся массовым, преобладающим среди широкого слоя населения.