Принято считать, что первой мультипликационной картиной в мире является «Цирк лилипутов» Альберта Смита и Стюарта Блэктона 1898 года. Однако археолог Марк Азема в своей статье 2012 года «Анимация в искусстве древнего мира» заявляет, что первые мультфильмы появились ещё во времена палеолита1. К такому заключению ученый пришел после исследования наскальных рисунков в пещере Шове (ориг. Chauvet) на юге Франции в 2009 году. По его предположениям, это место использовалось в качестве святилища2. Изображения лошадей, быков, носорогов и медведей оставлены в пещере человеком разумным (лат. «Homo sapiens») примерно 32 000 лет назад. Находка позволила учёному сделать вывод о том, что первобытное искусство возникло на 5 тысяч лет раньше и представляло собой не примитивные линии по классификации Анри Леруа-Гурана, а полноценные рисунки. Большинство животных изображено в разных фазах движения, то есть имеет две головы, восемь ног и раздвоенные хвосты.
Теория первобытной анимации: оживающие животные
Согласно статье Марка Азема, древние люди изображали животных, накладывая одно изображение на другое. Если осветить огненным факелом стены пещеры, то возникнет иллюзия того, что животные движутся. Помимо петроглифов3, в пещере Шове найдены 100 факелов. Однако их первоначальное расположение не было зафиксировано. Чтобы продемонстрировать эффект импровизированной анимации, французский археолог совместил исходные и наложенные изображения наскальной живописи.
Существует и противоположная теория о том, что анимации в петроглифах нет, а группа животных просто изображена в перспективе. Эта точка зрения изложена Дереком Ходжсоном — научным сотрудником департамента археологии Йоркского университета — в статье журнала «Hindawi» в 2013 году. Исследование показывает, что в наскальном искусстве зачастую все объекты изображаются в боковом виде. Это связано с тем, как визуальный мозг или неокортекс4 обнаруживает и идентифицирует фауну. Эти приёмы используются в наскальном искусстве охотников-собирателей5, но схожие черты можно найти и в изображении животных группами гораздо более поздних периодов.
Теория первобытной анимации: тауматроп во времена палеолита
Для того, чтобы подкрепить свою теорию о том, что наскальные рисунки были анимированы, Марк Азема приводит еще один пример находки времен палеолита. В 1868 году археологи обнаружили на юго-западе Франции костный диск диаметром чуть более дюйма. Возраст диска составляет от 14 000 до 21 000 лет. На обеих сторонах нарисована косуля или лань, причем на одной стороне животное стоит, а на другой — лежит. При вращении диска изображения поочередно накладываются друг на друга, создавая впечатление того, что животное движется.
Человеком разумным была изобретена оптическая игрушка, которую запатентовали в только в 1824 году. Открытие тауматропа6 зачастую связывают с именем британского врача Джона Айртона Париса. Он использовал игрушку для демонстрации свойств стойкости сетчатки глаза Королевскому колледжу врачей в Лондоне. Парис основывал свое изобретение на идеях астронома Джона Гершеля. Механизм работы Тауматропа схож с современными анимированным GIF-изображениями.
Азема предположил, что диск является примером анимации. Вместе с художником Флораном Ревером ученый изготовил копию этого артефакта в 2009 году. Он пропустил струну через отверстие в центре диска и быстро повернул ее, потянув за оба конца струны. При ее натяжении диск начинал вращаться и изображение на нем словно оживало. Другие археологи предполагают, что вращающийся диск мог быть обычной пуговицей или ритуальным предметом. Однако работа ученых Мирани Литстер и Мишель Лэнгли 2018 года показывает, что большинство найденных археологами артефактов по всему миру были ошибочно отнесены к ритуальным вещам. Выдвигается гипотеза о том, что при исследовании находок не учитывают древнюю структуру общества, в которой дети являются важным звеном (например, как охотники-собиратели). Поэтому материальные компоненты деятельности детей схожи с предметами взрослых в религиозных ритуалах.
- Палеолит — наиболее длительный этап каменного века, делится на ранний, или нижний, включающие следующие эпохи: олдувай (около 3 млн. — 800 тыс. лет назад), мустье (120-100 тыс. — 40 тыс. лет назад) и верхний, или поздний, палеолит (40 тыс. — 12 тыс. лет назад).
- Святилище — храм или священное место, посвящённое определенному божеству, святому или мученику, предку, духу, герою, демону или подобному образу, который почитают или которому поклоняются.
- Петроглифы — это древние наскальные изображения, которые выбиты или нанесены краской на камнях. Обычно так называют рисунки, созданные в период с древних времен и до Средневековья.
- Неокортекс — визуальный мозг. У некоторых животных (например, дельфинов) он тоже присутствует, но в меньшей степени, тогда как у человека неокортекс составляет внушительную долю коры головного мозга. Новая кора отвечает за мышление, речь, сенсорное восприятие, интеллектуальное развитие, самосознание, интеллект.
- Охотники-собиратели — источником существования этих первобытных людей являются дикорастущие растения, животные и рыболовство.
- Тауматроп — оптическая игрушка, состоящая из двух карточек с рисунками, нанесенными с разных сторон. При быстром вращении эти рисунки воспринимаются как один.