Сейчас мультфильмы перестали быть чем-то исключительно детским. Взрослая мультипликация стала самой быстрорастущей категорией анимации. Появляется все больше мультсериалов с рейтингом 18+, в них присутствуют сцены насилия и секса, сложные отсылки к культуре, политике, черный юмор и постирония, за которыми скрыты глубокие экзистенциальные проблемы. В частности, в список Кинопоиска «100 великих сериалов XXI века» вошли такие анимационные работы, как «Конь БоДжек», «Любовь. Смерть. Роботы», «Рик и Морти».
Жанр анимации и раньше не был только детским. Ещё в начале XX века один из первых в мире аниматоров Владислав Старевич с помощью движущихся в кадре насекомых поднимал тему супружеской измены. В США до золотой эпохи студии Дисней1 существовали такие персонажи, как сексуализированная героиня Бетти Буп, нарисованная по образу голливудской актрисы Хелен Кейн. Она ходила в очень коротком платье, под которое пытались заглянуть мужчины в мультфильмах серии.
В начале 1920-х годов был снят мультфильм «Eveready Harton In Buried Treasure», где в кадре можно наблюдать секс главного героя с коровой и фехтование на фаллосах. Однако именно с сериалов начала 90-х годов так называемая «взрослая» анимация вернулась в моду.
8 марта 1993 года на американском музыкальном канале MTV стартовал мультсериал «Бивис и Баттхед». Два главных героя — подростки, вечно сидящие за экраном телевизора и комментирующие музыкальные клипы. В интервью с мультипликатором Джоном Кричфалуси для Wild Cartoon Kingdom2 в 1994 году режиссёр Майк Джадж так охарактеризовал своих персонажей: «Хотя они оба довольно тупые, Баттхед время от времени проявляет немного здравого смысла. Их намерения никогда не бывают жестокими. В этом возрасте хочется показать всем, какой ты дикий. Это опасное сочетание скуки, поиска дешевых острых ощущений и глупости».
По сюжету два парня посещают школу, подрабатывают в «Мире Бургеров», попадают в передряги, грубят друг другу, всем вокруг и мечтают увидеть женскую грудь. Юмор состоит в их крайней глупости и цинизме: «Баттхед — уродливый парень, у него есть самоуверенность, которой быть не должно. Бивис сошел с ума. Они оба глупы и обычно очень позитивно смотрят на вещи. Думаю, они довольно оптимистичные персонажи, независимо от того, насколько плохи дела». Друзья постоянно строят планы, как им заполучить девушек, и всегда уверены, что на этот раз у них точно получится.
Сериал стал хитом и продлился 8 сезонов. Франшиза продолжилась в спин-оффе3 «Дарья», где умная одноклассница двух недалеких друзей язвит и иронизирует над миром вокруг. В её надменном и отстранённом поведении до сих пор находят и марксистское отчуждение, и истоки постиронии, и образец феминизма. Летом 2022 года вышел полнометражный мультфильм «Бивис и Баттхед уделывают вселенную», в котором совершенно не изменившиеся за 11 лет герои попадают в космос. Как сказано в слогане, это «самый тупой научно-фантастический фильм из когда-либо снятых».
Режиссер «Бивиса и Баттхеда» в интервью журналу The New Yorker 2022 года предложил свое видение того, как, казалось бы, неприятные герои получили такое широкое признание. Он объясняет их привлекательность для зрителя тем, что они делают то, что хотят, не задумываясь: «Эти двое вполне удовлетворены собой и не склонны к самопознанию». В эссе для журнала «Сеанс» журналист Иван Давыдов видит в произведении сатиру на каждого из нас и отмечает поэтичность мультсериала: «…в наблюдателе дремлет, а может, даже и не особенно дремлет такой же вот тупой подросток. Которому достаточно просто сесть на диван, включить телевизор и начать разговаривать с другом о том, что по телевизору показывают. Просто и о главном, потому что если по-другому и про другое, — это уже не настоящая поэзия. За богатым вокабуляром прячутся обычно бедные мысли. А важнее сисек нет ничего на свете. Нужна только смелость, чтобы в этом признаться». По мнению журналиста, зрители сериала потешаются над двумя «несовершеннолетними отморозками» и не замечают, что это сатира на них самих, сидящих и гогочущих у экрана телевизора, то есть своего рода замкнутый круг.
- Золотой век американской анимации — период в истории анимации с 1928 по 1960-е гг., который начался с популяризации звуковых мультфильмов и постепенно закончился из-за возникновения более дешевых и простых средств производства анимации. Наиболее успешным брендом в это время была студия Уолта Диснея. В этот период появились такие популярные персонажи, как Микки Маус, Дональд Дак, Том и Джерри, Багз Банни и другие.
- Wild Cartoon Kingdom — журнал об анимации, выходивший в 1993-1994 годах в издательстве Ларри Флинта, порномагната и борца за свободу слова.
- Спин-офф (англ. spin-off — раскручиваться) — художественное произведение, основными действующими лицами которого являются персонажи, ранее уже фигурировавшие в исходном произведении с тематически иным сюжетом. Основным отличием спин-оффа от продолжения или предыстории является участие в качестве основных действующих лиц персонажей, являвшихся второстепенными или эпизодическими в исходном произведении.