«Шрек» — франшиза мультфильмов студии DreamWorks об огре1-мизантропе2, который спасает принцессу, свергает правителей и даже изменяет прошлое, чтобы спокойно жить в своем болоте. Кассовые сборы первого «Шрека» превысили его бюджет в восемь раз и привели к выходу ещё трех фильмов: «Шрек 2» (2004), «Шрек 3» (2007) и «Шрек навсегда» (2010). В 2020 году «Шрек» стал первым мультфильмом, не принадлежащим студии Disney, который вошёл в Национальный реестр фильмов Библиотеки Конгресса США.
Джеффри Катценберг, продюсер мультипликационного фильма «Шрек», был председателем совета директоров Disney с 1984 по 1994. Он ушёл из Disney со скандалом, потому что не получил должность президента компании, которую хотел занять после гибели Фрэнка Уэллса в авиакатастрофе. После этого Катценберг угрожал покинуть Disney, а затем подал иск на компанию. Ему выплатили 250 миллионов долларов, однако менее колким и сатирическим по отношению к Disney «Шрека» это не сделало. Чтобы предотвратить вероятные судебные иски уже со стороны Disney, студия DreamWorks задействовала юристов для анализа содержания «Шрека» перед его выходом.
К примеру, считается, что злодей первой части «Шрека» лорд Фаркуад был вдохновлен Майклом Эйснером — бывшим боссом Катценберга в Disney. Катценберг изобразил то, как он видит все его черты характера и даже узнаваемый изгиб бровей. Однако большая часть шуток над Фаркуадом основана на его низком росте, тогда как Эйснер достаточно высокий. Возможно, это ещё более изощренная месть, потому что Эйснер как-то сказал о Катценберге: «Думаю, что я ненавижу этого маленького карлика!».
Сценарии мультфильмов Disney основываются на сказках, «Шрек» тоже имеет первоисточник. Создателем персонажа был Уильям Стейг, который написал рассказ «Шрек» в 1990 году. Однако оттуда была позаимствована лишь общая концепция: ужасный монстр оказывается отважным и благородным и в конце концов женится на принцессе, тоже ужасной, но способной на любовь. Стейгу удалось при жизни посмотреть мультфильм. Он заявил: «Это вульгарно, отвратительно, но мне это нравится!».
В двухтысячных Disney ориентировался на стандарты сказочного жанра, а до нынешних толерантных3 ремейков, таких как «Малефисента», было ещё далеко. Все привыкли к историям о прелестных принцессах, которые неожиданно встречали прекрасных принцев и с их помощью побеждали безобразных и злых антагонистов4.
Создатели «Шрека» поменяли роли местами, сделав безобразного огра героем, а прекрасного принца — злодеем. С самого начала в «Шреке» отчетливо демонстрируется их отношение к стандартной сказочной истории: страницу из книги о любви принца и принцессы Шрек использует в качестве туалетной бумаги, перед этим комментируя её содержание: «Ага, поверил, ну и бредятина!».
Сюжет мультфильма построен на разрушении стереотипов, сформированных в сознании зрителя классическими мультфильмами о принцессах. Например, вместо того, чтобы разбудить Фиону поцелуем истинной любви, Шрек трясет её с криком: «Вставай!». Они предстают как полные противоположности главных героев сказок. Шрек — монстр, который едва ли похож на благородного рыцаря, совершающего подвиги. Фиона — принцесса, не нуждающаяся в спасении и готовая самостоятельно поколотить Робин Гуда и приготовить завтрак в полевых условиях.
Не останавливаясь на деконструкции5 тропа «рыцарь и дева в беде», «Шрек» выворачивает все популярные сказочные образы наизнанку. В «Шреке» множество прямых отсылок к мультфильмам Disney. Например, иронично изменённые герои: тихий и интеллигентный волк из «Красной Шапочки» в женском платье, засыпающая на ходу Спящая Красавица и Пиноккио, который ведёт себя как глупый и невоспитанный ребёнок.
Помимо того, Фиона, поющая с птицами, — пародия на сцену из «Белоснежки и семи гномов», однако в оригинале птица не взрывается. Снятие проклятья с Фионы в конце первой части целиком повторяет сцену из «Красавицы и Чудовища»: принцесса, окруженная золотым светом, поднимается в воздух и, перевоплотившись, спускается. Однако финал полностью противоположный: Фиона навсегда остаётся чудовищем.
В «Шреке» Тридевятое Королевство — пародия на Голливуд. Помимо букв «Far Far Away» на холме, там можно отыскать и копии реальных ресторанов и магазинов. К примеру, Фея-крёстная заказывает еду в «Толстом мальчике-монахе» — аналоге сети американских кафе Bob’s Big Boy. Кроме того, на улицах работают Burger Prince — Burger King, Furbucks — Starbucks, Baskin Robbinhood — Baskin Robbins и Versarchery — Versace. А замок лорда Фаркуада — явная отсылка на Диснейленд с узнаваемой центральной улицей, турникетами и магазинами с сувенирами. Деревянные куклы, поющие «Welcome to Duloc», — отсылка к аттракциону «It’s a Small World» в Диснейленде. Одним словом, «Шрек» во всём противостоит классическим сказкам Disney.
- О́гры (фр. ogre) — мифические великаны-людоеды. Фигурируют в некоторых классических литературных произведениях, но чаще всего упоминаются в европейских средневековых сказках и легендах в качестве отрицательных персонажей как людоеды, предпочитающие детей и младенцев.
- Мизантроп — человек, который избегает общества людей.
- Толера́нтность — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям.
- Антагони́ст — в художественном произведении: персонаж, противодействующий главному герою (протагонисту) на пути к достижению его целей.
- Деконстру́кция — понятие современной философии и искусства, означающее понимание посредством разрушения стереотипа или включения в новый контекст.