Что такое «ДжоДжо»?
«Невероятные приключения ДжоДжо» — многосерийное аниме студии «David Production». Первоисточником является одноименная манга Хирохико Араки, выпуск которой начался еще в 1987 году. События происходят в семействе Джостаров, в именах которых так или иначе фигурирует слог «джо». Герои могут сменить фамилию через поколения, жить на другом конце света, но прозвище «ДжоДжо» остается неизменным. Персонажи аниме умеют призывать невидимых духов-защитников, которые называются стендами, и сражаются с силами зла.
Несмотря на то, что первый сезон аниме вышел в 2012 году, рейтинг сериала до сих пор достаточно высок, а 6-й сезон с подзаголовком «Stone Ocean» называют очень важным в контексте развития сёнэна1 как жанра. Необычно то, что «ДжоДжо» остаётся одним из самых любимых зрителями сериалов даже спустя многие годы.
Далеко не всем аниме удаётся сохранить популярность и преданность фанатов. Например, если первый сезон анимационного сериала «Обещанный Неверленд» зрители оценили на 8,5 из 10, то вот второй — уже на 5 из 10. «ДжоДжо» же держит довольно высокую планку качества до сих пор. И секрет его популярности кроется в подходе Хирохико Араки к созданию истории и персонажей.
Почему «ДжоДжо» остается популярным?
«Невероятные приключения ДжоДжо» следует трендам и развивается вместе с самой индустрией аниме. По мере развития японской анимации появлялись комплексные более замысловатые сюжеты, а архетипичные образы всё чаще переосмысливались. Старые работы Араки не могли предложить зрителю сложную историю с моральными дилеммами, «живыми» персонажами и личностным развитием героев. Чтобы соответствовать новым тенденциям, Араки в новых частях переделал «ДжоДжо» до неузнаваемости: сменил рисовку, героев и нарративную структуру.
Так, например, первая часть «Призрачная кровь» вдохновлена одной из современных работ — «Кулак северной звезды». Оттуда Араки перенял некоторые характерные черты: резкую штриховку, гиперболизированные мышцы, маскулинных персонажей и четкое деление на добро и зло. В следующих частях Араки отказался от примитивных конфликтов в своей истории.
«Несокрушимый алмаз»
Через 4 года после «Призрачной крови» выходит четвертая часть франшизы — «Несокрушимый алмаз». По словам самого Араки, образ гипертрофированного маскулинного главного героя уже устарел. Все предыдущие части концептуально представляли собой путешествие команды, в конце которого ждал главный злодей. В «Несокрушимом алмазе» автор сменил не только типаж главного героя, но и принцип построения сюжета. Самое главное отличие «Неразрушимого алмаза» от предыдущих частей — это смена конфликта. Новый злодей Кира Йошикаге — серийный убийца и офисный планктон. Антагонист теперь не мировое зло, а от победы героя не зависит судьба человечества.
События не выходят за рамки вымышленного японского города Морио. Детективная история крутится вокруг поимки злодея. Вторая часть аниме показана уже от лица антагониста. Главный герой Джоске Хигашиката — не типичный «крутой» парень из аниме 90-х. Он подросток, который вынужден разыскивать серийного убийцу не ради спасения планеты, как это делали его предшественники, а всего лишь чтобы обезопасить свою семью.
«Гонка стального шара»
В седьмой части «Гонка стального шара» автор повышает градус драматургии. В результате развития нарратива грань между добром и злом стирается. Протагонист и антагонист преследуют разные цели, но в один момент их интересы пересекаются. Главный герой Джонни Джостар хочет излечить паралич ног, а для этого ему нужны мощи Иисуса, которые даруют божественную силу. Противостоит ему вымышленный президент США Фанни Валентайн. Как глава государства он желает получить мощи для защиты своей Родины и укрепления Америки в статусе сверхдержавы. В истории трудно выделить однозначного злодея. Все персонажи по той или иной причине желают выиграть гонку и первыми заполучить силу бога. Даже лучший друг Джонни по имени Джайро Цеппели принял сторону героя лишь по удачному стечению обстоятельств. Они готовы пожертвовать своей дружбой для достижения цели своей жизни, что противоречит главному канону сёнэна — ценности товарищества.
Из аниме про бои двухметровых мужчин на кулаках «Невероятные приключения ДжоДжо» эволюционировало в постмодернистскую вестерн2-драму. На смену чёткому делению на добро и зло и клишированному спасению мира пришли «живые» персонажи с четкой мотивацией, неоднозначный главный герой и располагающий антагонист. Личная драма Джонни понятна зрителю, аниме уделяет много времени раскрытию его прошлого, отчего мотивация и развитие героя выглядят убедительно. В то же время он действует из эгоистических побуждений.
Хотя большая часть сюжета и посвящена становлению Джонни, наблюдать за Валентайном по-прежнему интересно. Тяжело не испытывать симпатию к персонажу, который искренне верен своим идеалам. В финале истории, во время кульминации сражения Джонни и Валентайна, именно антагонист предлагает закончить кровопролитие, что также нетипично для сёнэна. Валентайн обещает вернуть к жизни Джайро Цеппели и оставить героев в покое. В обмен на это он просит Джонни просто отступить и отказаться от цели заполучить мощи. Джонни отказывается. Он готов подвергнуть свою страну опасности, убить президента и лишить ее божественной силы ради исцеления от паралича. Таким образом, Араки показывает, что «герой» не всегда поступает правильно.
- Сёнэн (яп. 少年 «юноша») — метажанр аниме и манги, основной целевой аудиторией которого являются мальчики и юноши в возрасте от 12 до 18 лет. Основными признаками жанра служит протагонист мужского пола, быстрое развитие сюжета. Произведения в жанре сёнэн, как правило, содержат больше юмористических сцен, концентрируются на темах мужской дружбы, товарищества, соперничества в жизни.
- Вестерн — направление искусства, характерное для США. Действие в вестернах в основном происходит во второй половине XIX века на Диком Западе — в будущих западных штатах США, а также в Западной Канаде и Северной Мексике.