7 ноября в Москве завершился Большой фестиваль мультфильмов. В программе было представлено более 300 новых мультипликационных работ разных стран: как детских, так и взрослых. Показы проходили на главных площадках столицы: в кинотеатре «КАРО 11 Октябрь», в Доме культуры «ГЭС-2», в Третьяковской галерее и др.
Фестиваль был организован при поддержке Министерства культуры, «Союзмультфильма», журналов «Сеанс» и «Искусство кино».
Рассказываем, на какие мультфильмы стоит обратить внимание.
Гран-при за лучший анимационный фильм получила работа «Стейк-хаус» словенского режиссёра Шпелы Чадеж. Это совместное производство трёх стран: Словении, Германии и Франции. В короткометражке на 9,5 минут сюжет разворачивается вокруг стейка и двух людей: главный герой Френк ждёт с работы свою жену Лизу, пока та спешит домой с другого конца города.
Сочетание кукольной и вырезной анимации, игра светотени, расплывчатость пространства — всё это позволяет проникнуться душевным состоянием героев. Не последнюю роль играет и музыка. Здесь она понимается как средство общения, а не как эстетическое удовольствие. Использовав все эти приёмы, автор сумела сделать из бытовой ситуации если не психологический триллер, то высказывание на сложную тему разрешения споров в четырех стенах.
В фильмографии Шпелы несколько короткометражек с международными призами, в том числе по рассказу Горького «Болесь». А её герои всегда причудливы и оригинальны: енот-алкоголик за рулем полицейской машины, потрёпанная жизнью проститутка, бедняк, мечтающий о роскошной жизни…
Приз за лучший анимационный фильм для детей достался картине «Я не боюсь» режиссёра Марита Майер. В немецко-норвежской анимации яркая и динамичная картинка сочетается с характером главного героя – мальчика Вани, одержимого жаждой исследования. В его играх воображаемое сливается с реальным, и с наступлением ночи тени превращаются в монстров.
Другая интересная работа — полнометражная документальная анимация китайского режиссёра Лэй Лэя «Серебряная птица и радужная рыба». Особенность фильма состоит в том, что он выполнен в самых различных экспериментальных техниках. Изображение включает и документальные кадры, и пластилиновую анимацию, и аппликацию с пропагандистскими образами тех времен.
По сюжету картины отец режиссёра повествует о своем детстве в Китае 50-х и 60-х годов. Реальность переплетается с фантазией: в стране неспокойно, отца рассказчика преследуют как классового предателя, а больная мать умирает и превращается в Серебряную Птицу. Детей отправляют в приют, где уже они становятся птицами – заточёнными в клетке. Однако несмотря на показанные страшные события, сквозь фильм лейтмотивом проходит тема надежды, веры в семью и невозможности разорвать связи между близкими людьми.
А приз в номинации «специальное упоминание жюри» за смелость и неожиданность ракурса получил совместный мультфильм России и Франции «Огурцы». Режиссёр, сценарист и художник-постановщик Леонид Шмельков рассказывает историю успешного звёздного фотографа, у которого внезапно что-то пошло не так. Его карьера рушится, он впадает в депрессию, обращается за помощью к психотерапевтам. Всё потому, что везде он видит одни огурцы, которых становится больше и больше — обратно пропорционально смыслу его жизни.
Стиль повествования Леонида Шмелькова заключается в откровенности, специфическом юморе, абсурдных ситуациях и запутанном сюжете, так что зрителю нужно быть готовым к возможному перевороту сознания.
Завершает нашу подборку полнометражная картина для детей «Принцесса дракона». Эта работа была попыткой авторов отойти от компьютерной анимации, которая сегодня преобладает в работах мультипликаторов. «Нам захотелось быть ближе к фильмам студии Ghibli, чем к постановкам Disney» — говорят французские режиссёры Жан-Жак Дени и Энтони Ру. Главная героиня мультфильма – Колючка, девочка, воспитанная драконами. Отец должен отдать её злобному колдуну, и ей приходится отправиться в путешествие по миру людей и узнать много нового о дружбе, солидарности, а ещё — об алчности и людских пороках.
Работа над фильмом шла более четырёх лет, а вдохновение авторы черпали из работ Гюстава Доре, Эдмунда Дюлака и Хаяо Миядзаки. С Миядзаки этот фильм объединяет и особый подход к музыке, которую написал для «Принцессы драконов» композитор Пьер-Жан Боуэн из города Лилль.