Вторая мировая война оставила глубокий след в памяти японцев. Она нашла отражение во многих направлениях искусства: живописи, кинематографе, литературе. Своё видение тех событий предлагали и создатели аниме. Многие режиссёры японской мультипликации посвящали свои картины теме Второй мировой. Одними из самых популярных анимационных лент о войне являются «Могила светлячков» Исао Такахаты и «Босоногий Гэн» Мори Масаки.
«Могила светлячков» — полнометражный аниме-фильм Исао Такахаты, вышедший на экраны в 1988 году. Он основан на частично автобиографическом рассказе Акиюки Носаки1. В центре сюжета — мальчик Сэйто и его младшая сестра Сецуко. Осиротевшие дети пытаются выжить в реалиях войны, но оба погибают.
Такахата делает особый упор на повседневность войны в жизнях героев. Например, в открывающей сцене герои всей семьёй собираются в убежище чётко и слаженно — видно, что делают они это не в первый раз и давно к этому привыкли. В этом эпизоде нет никакого трагизма: мать наставляет детей так, будто всего лишь ненадолго оставляет их одних («Сецуко, не балуйся и слушайся старшего брата»).
Примечательно также и то, как главный герой старается всеми силами скрыть от сестры жестокость войны. Так, в сцене на пляже Сецуко замечает мёртвое тело, и брат просто уводит её в сторону, как бы «пряча» от неё смерть.
«Босоногий Гэн» Мори Масаки основан на одноимённой манге2 Кэйдзи Накадзавы. Как и Носаки, мангака в своей работе отразил многие факты из собственной биографии.
Заглавным героем картины является мальчик Гэн. Он и его мама вынуждены выживать после сброса атомной бомбы на их родной город — Хиросиму.
Сцену падения бомбы можно назвать одной из самых жутких и натуралистичных за всю историю аниме. Особенный шок у зрителей способна вызвать детальная демонстрация гибели людей от радиации3.
Мультфильм завершается довольно печально — смертью новорождённой сестры главного героя. Однако финал «Босоногого Гэна» более позитивный, чем картины Такахаты. Масаки оставляет надежду на возрождение: он проводит параллель между главным героем и колосьями пшеницы — растением, способным выжить даже на выжженной земле.