CGI — графика, созданная с помощью компьютера. Она применяется не только в кинематографе, но и в аниме еще с 1983 года. С развитием индустрии компьютерная анимация все чаще используется в ходе отрисовки.
Самая частая причина использования CGI в аниме — экономия времени. Компьютер быстрее справляется с прорисовкой зданий, интерьера и массовки. Крупные объекты с большим количеством повторяющихся элементов нередко создают в 3D 1 , чтобы снизить нагрузку на аниматоров.
В среде фанатов аниме использование CGI графики в сериалах является предметом споров. Часть поклонников японской мультипликации негативно отзывается о 3D анимации. Она может существенно испортить рейтинги ожидаемых тайтлов 2 .
Одним из примеров аниме, провалившегося из-за некачественного CGI, является второй cезон «Берсерка». Продолжение саги о черном мечнике фанаты ждали 19 лет, и в 2016 году аниме вышло в обновленном 3D. Средний рейтинг «Берсерка» после выхода второго сезона составил около 6/10 баллов. Главной причиной таких цифр стала анимация, её качество резко упало по сравнению с первым сезоном 1997 года.
3D обычно используется для отрисовки крупных неподвижных объектов, так как компьютерная графика хуже справляется с движущимися объектами и кадрами, где нужна плавная анимация. В «Берсерке» же большую роль играют экшн-сцены боев на мечах, и CGI не смогло передать нужной динамики.
Из-за низкой скорости движения 3D моделей в «Берсерке» не было визуальной разницы между замедленной и обычной скоростью боя. В моментах «slow motion» 3 герои зависали в воздухе, нанося удары с той же скоростью, что и раньше. Определить замедленную съемку можно было лишь по затихающему саундтреку. В итоге модели персонажей просто начинали летать вверх-вниз во время ходьбы без изменения положения рук.
В попытках компенсировать малое количество кадров, авторы использовали частые смены ракурсов в бою. Однако вместо нужной динамики ломалась последовательность действий от того, то что камера кружила вокруг героев на 360 градусов.
Качество моделей тоже вызвало волну негодования. Тени прорисовывались штрихованием, но из-за особенностей 3D графики они выглядели как черные полосы на лице героя. Часто была нарушена анатомия и суставы героев выворачивались под неестественным углом. В крупных планах оружие было направлено в сторону камеры, а не персонажей, что ненамеренно ломало «четвертую стену» 4 .
Однако многие популярные сейчас тайтлы используют компьютерную графику. Так, «Клинок, рассекающий демонов», «Атака титанов», «Kill la Kill» и другие аниме успешно сочетают элементы 3D и 2D. В них CGI, в отличие от анимации «Берсерка», используется не только для экономии времени и денег, но и выступает как инструмент режиссуры. В «Атаке титанов» компьютерная графика делает движения пятнадцатиметровых монстров медлительными и добавляет тяжести анимации. В «Клинке, рассекающем демонов» компьютерная графика создает элементы архитектуры, добавляя улицам объемность и делая массовку более живой.
«3D-анимация хороша тем, что она может делать то, что вы не можете делать в 2D-анимации — например, создавать пламя, как [то, что в фильме]. Я против использования 3D для действительно простых вещей», — рассказывает в интервью режиссер аниме «Kill la Kill» Хироюки Имаиси.
- 3D — раздел компьютерной графики, посвящённый методам создания изображений или видео путём моделирования объектов в трёх измерениях.
- Тайтл — название какого-либо аниме (полнометражного фильма, сериала, спешла).
- Slow motion (замедленная съемка) — эффект в кинопроизводстве, при котором кажется, что время замедляется.
- Четвертая стена — воображаемая граница между любым вымышленным миром и его зрителями: в литературе, кинематографе, комиксах, компьютерных играх и т.д.